Санкции ударили практически по всем бизнес-процессам компаний из России. И если с банковскими операциями и работой сервисов разобрались довольно быстро, то с логистикой так не получилось. Процесс ввоза и отправки товаров все еще находится в стадии изменений. Разбираемся с экспертами и предпринимателями, как сегодня ввозят грузы в Россию и другие страны.

Почему появились проблемы с логистикой

Наложенные на Россию санкции коснулись не только банковских операций, работы электронных сервисов, но и доставки. Страны Европейского союза закрыли дороги для автомобилей с российскими номерами. Теперь пропускают только фуры, которые везут гуманитарные грузы или медикаменты.

Если говорить про воздух, то тут тоже проблемы. ЕС и США закрыли небо для наших самолетов. Западное небо осталось открытым для авиаперевозчиков Армении, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, но направления довольно ограничены: Германия, Франция, Великобритания, Италия.

Морские пути тоже перекрыты, а крупные контейнерные компании отказываются сотрудничать с Россией. В европейских портах не жалуют корабли под российским флагом, а грузы многих наших компаний застряли в транзитных портах, что приводит к дополнительным затратам.

Но возможности доставки грузов все еще остаются. Директор по стратегическому развитию «Транссертико» Юлия Янелис рассказывает актуальную информацию по доставке:

«Реально доставить груз любым транспортом, вопрос только в том, какой именно груз. Не все товары можно отправить авиатранспортом, также как и морская перевозка подойдет не для всего. Наиболее популярными сегодня по-прежнему являются авиаперевозки. Это самый быстрый и достаточно надежный способ. Из Европы, конечно, самолетом доставить сложнее, чем из Гонконга или Китая, но все же возможно. Автотранспорт, и, в частности, малотоннажные машины из Европы тоже достаточно стабильно едут, разве что теперь им приходится проходить процедуру перегрузки или перецепки в буферных зонах. Помимо этого, ж/д доставка из Китая остается стабильной, что не может не радовать. Наиболее проблематичным способом транспортировки грузов стал морской, поскольку многие линии просто отказались осуществлять отгрузку товаров на Россию. Сложностей добавляют еще и неопределенные условия работы в европейских портах – непонятно, какие товары берутся на судно, а какие нет. Если еще «вчера» продовольственные товары перевозить было можно, то сейчас разрешена только медицина и товары первой необходимости»

Генеральный директор ОКОМА logistics Павел Попов считает, что доставить грузы можно любым способом, и все зависит от цены, но стоит обратить внимание на особенности морских и железнодорожных перевозок:

«Морская логистика перестраивается. Объем уходит в порты Дальнего Востока, в порты Черного и Каспийского морей (в меньшей степени). Также объем грузов, который перевозили морем, частично замещается другими видами транспорта. Покупатель все чаще предпочитает доставлять грузы автотранспортом, либо железной дорогой. В перспективе морская логистика восстановится. Просто на маневр нужно время. На смену европейским и американским компаниям приходят азиатские и российские перевозчики. Железная дорога сейчас самый надежный вид транспорта, с несколькими НО. С возросшим объемом грузов увеличивается нагрузка на инфраструктуру (таможенные посты и станции) в Китае, России, Казахстане, а это влияет на сроки. Кроме этого, недавно Китайское правительство перестало субсидировать КЖД, что вынуждает всех пересматривать цены»

Как изменились сроки доставки

Понятно, что такие проблемы напрямую затронули сроки поставок. Новая логистика занимает гораздо больше времени. Например, в мае были новости, что на границе с Грузией выстроились многокилометровые очереди из фур, которые везут товары из Турции и Европы. То есть инфраструктура не выдерживает нагрузку, которая в разы увеличилась.

Специалисты компании MTL Group подчеркивают, что сроки выросли во всех видах перевозок:

«Только один обязательный перецеп грузов в Белоруссии увеличил продолжительность автомобильных маршрутов на 2 дня. С его учетом скорость доставки грузов, на примере наших клиентов (MTL Group), составила до 4 дней при транзите из стран Прибалтики до Москвы, 5 дней — из Польши и от 8 до 15 дней из других европейских стран. И это при условии, что используются сложно-комбинированные схемы прохода границы, с использованием дополнительных ресурсов. Обычные перевозки автомобильным транспортом по срокам сейчас увеличились на 3-6 суток, в обе стороны границ. Что касается воздушных грузоперевозок, то здесь все сложнее. Доставка из Китая, Гонконга и ОАЭ займет всего 1 день, из Индии и США — от 3 до 4, Вьетнама и Шри Ланки — 6 дней. Но если товар требует оптимизацию маршрута, то это может увеличить срок на 6-12 дней. Время доставки товара железнодорожным транспортом из Китая традиционно занимает от 18 до 25 дней с момента размещения букинга. А вот мультимодальная доставка из Китая, Индии, Вьетнама, Японии через порты Дальнего Востока — от 5 и до 8 недель. Сроки поставок увеличены по многим причинам, но, как мы указали ранее, одной из них является перераспределение грузопотоков, связанное с закрытием некоторых маршрутов и с ненадежностью других»

Руководитель компании Art Textile Екатерина Василенко ведет бизнес в Калининграде. Компания сильно ощутила на себе правила новой логистики:

«Наша компания находится в области, которая окружена границами с Литвой и Польшей. Все наши коллекции мы привозим из России. Более 7 лет сотрудничали с ТК ПЭК, но после начала пандемии доставка из Москвы, например, минимум 14 дней. И это если повезет. Работали и с другими компаниями: Байкал-Сервис и Деловые Линии, но у них тоже очень долго. Сейчас перешли на СДЭК: более дорогие услуги, но по срокам 10 дней максимально! Сроки прохождения границы между Литвой и Калининградской областью увеличились из-за оформления дополнительных документов грузоперевозчиками в начале марта. Огромные очереди из фур. К нам в область пустили несколько паромов, но и их не хватает, так как грузят в первую очередь товары первой необходимости. Есть варианты перевозки Аэрофлотом, но так как наш товар габаритный, то выходит тоже дорого! Основная масса перевозчиков доставляла грузы с территории ЕС. На Россию работало не больше трети всего автопарка. Транспортники просят разрешить им работать по РФ на нерастаможенных машинах, обещая не продавать фуры. В общем, что будет дальше, пока неизвестно, ясно одно: здесь требуются решения на уровне руководства стран» Конечно, столкнулись с проблемами компании, которые привозили товары из Европы. Причем, проблемы с логистикой дополнились и оплатой, которую сейчас тоже не всегда просто сделать, если работаешь с западными партнерами.»

Управляющий партнер Parpa в России и СНГ Виктория Вилк знает ситуацию не понаслышке:

«Сроки доставки из Италии увеличились в 2-3 раза. Раньше доставка и таможенное оформление занимали 7-10 дней. Теперь 3-4 недели. В исключительных случаях машина может стоять на таможне в Латвии до 2 недель. Сроки авиадоставки увеличены в 4-5 раз. У доставки из Европы есть и минусы с оплатой напрямую европейским перевозчикам, так как российские операторы не допускаются из-за санкций. Сейчас оплату через SWIFT делают не все банки и платежи идут очень долго. Плюс необходимо предварительное подтверждение от принимающего банка, что он готов принять деньги. Например, мы не можем получить такое подтверждение от рижского банка уже 10 дней. Сроки увеличиваются из-за проверок на соответствие санкционным спискам. Поэтому если груз сборный или, по мнению проверяющих органов, является санкционным, то встает вся машина»

Как бизнесу выстраивать новую логистику в экономических условиях 2022 года

На самом деле, когда говорят про новую логистику, то в первую очередь смотрят на Китай. Поднебесная не прерывала сотрудничество с Россией, более того, официальные лица все время говорят про наращивание объемов экспорта и импорта. Кроме того, именно про КНР говорят, когда речь заходит и про разрешенный параллельный импорт.

Кстати, в блоге ПланФакта есть статья о том, как бизнесу из России попасть на рынок Китая.

Но и тут есть свои подводные камни. В данный момент в Китае снова обострилась пандемия Covid-19, а сама инфраструктура таможенных пунктов, портов и железной дороги не до конца готова к возросшим объемам. Поэтому в этом направлении тоже могут возникнуть проблемы со сроками доставки.

В целом, стоит понять, что организовать поставки можно из любой точки мира, но новые условия увеличивают сроки доставки и стоимость, а также появляются организационные проблемы.

Соучредитель группы компаний «СЛК» (Сервисная Логистическая Компания) Дмитрий Аржаных рассказывает про общее положение с логистикой:

«Прямо сейчас популярны следующие кейсы: 1. Транзит через Казахстан. Мы считаем, что схема не рабочая, так как многие брокеры и экспедиторы в Казахстане отказались переоформлять санкционные грузы на Россию. 2. Транзит через Турцию. Ситуация та же: многие турецкие компании не берут в работы товары, попавшие под санкции. 3. Транзит через Иран (порт Бендер Аббас) и далее, например, в Астрахань. Считаем, что такой маршрут небезопасен, на нём нельзя гарантировать сохранность груза. Да, на рынке много компаний, которые сейчас предлагают новые варианты доставки грузов в Россию, но у них самих пока нет наработанного опыта доставки по новым маршрутам. Один раз получилось и кажется, что это вариант рабочий. Однако, должно пройти время и много-много отгрузок, прежде чем понять, что предлагаемые варианты рабочие и надёжные. Весь мой опыт говорит о том, что отгрузки из ЕС возможны даже сейчас! Если товар не попал под санкции и отправитель готов отгружать его на российского клиента, то нет смысла его возить через Турцию, Иран, Грузию и подобные неотработанные маршруты»

А вот Павел Попов считает, что Казахстан и Турция сегодня станут основными направлениями для ввоза товаров из стран ЕС. Плюс он считает, что постепенно будет расти роль Азербайджана, где есть удобное Каспийское море без территориальных претензий. Кроме этого, специалист оценил перспективы Южной Кореи:

«Южная Корея — сложившейся транспортный узел между Китаем и Россией, конкретно, Дальним Востоком. В общем, удобный и освоенный транзитный порт с отличной инфраструктурой (Пусан). Но уже больше полугода как начали возникать проблемы – появились задержки, так как инфраструктура не справлялась. С конца февраля туда просто стараются не заходить, по геополитическим причинам. Это не плохо и не хорошо. Просто направление теряет свое значение в транспортной цепочке ВЭД России»

Некоторые еще отмечают ОАЭ, но Юлия Янелис говорит, что и там не всегда все гладко:

«Один наш груз, который летел через ОАЭ, застрял на дополнительное согласование со стороны властей страны, в результате чего срок с 5 дней увеличился до месяца. Мы вынуждены были ждать разрешения, согласования вылета из ОАЭ — страны, которая, по сути, являлась всего лишь транзитным пунктом. Иными словами, уверенно заявлять какие-либо сроки стало трудно, поскольку если внутри страны отправления сегодня введут какие-то распоряжения, завтра груз там может попросту застрять»

Давайте подведем итоги. Если вы доставляете товары из-за границы, то столкнетесь с 3 основными сложностями:

  • Увеличение сроков. Дело не только в санкциях, некоторые пути просто перегружены и местная инфраструктура не справляется с нагрузками.
  • Рост цен. ЕС вводит санкции практически на все товары, а значит, придется искать не только обходные пути, но и менять сам процесс оформления груза. Возможно, придется использовать дополнительное юридическое оформление.
  • Отказ сотрудничать с бизнесом из России. Некоторые поставщики не готовы отправлять товары в Россию по собственным убеждениям.

Это касается и экспорта. Если бизнес отправляет товары в ЕС, то придется искать обходные пути. Если речь про Китай и страны, которые не ввели санкции, то там все осталось по-прежнему. Правда, из-за общих проблем могут увеличиться сроки.

https://planfact.io/blog/posts/novaya-logistika-kak-i-cherez-kakie-strany-sejchas-mozhno-vvozit-i-vyvozit-tovary

Чтобы оформить доставку, звоните по номеру

+7 (812) 448-53-48