
Россия и Узбекистан сделали важный шаг к реализации проекта Трансафганской железной дороги. Министерства транспорта обеих стран, а также РЖД и «Узбекистон темир йуллари» подписали документы о начале практической реализации проекта. В 2025 году российские и узбекские проектные организации подготовят технико-экономическое обоснование, включая прогноз грузопотоков и оценку экономической эффективности.
Рассматриваются два маршрута: Мазари-Шариф — Герат — Диларам — Кандагар — Чаман и Термез — Наибабад — Логар — Харлачи. Первое обсуждение проекта с участием представителей Пакистана и Афганистана состоится на форуме «Россия — Исламский мир» в Казани 15-16 мая 2025 года.
Ранее, в 2021 году, Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали дорожную карту по строительству железной дороги Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар. Однако политические события в Афганистане затормозили проект. Работы по определению маршрута и технико-экономическому обоснованию возобновились только в 2022 году.
Планируемая длина магистрали составит 573 км, с транзитным потенциалом 20 млн тонн грузов в год. Стоимость проекта остается неопределенной: узбекская сторона оценивает ее в $4,6 млрд, пакистанская — в $8,2 млрд. Предполагаемые сроки строительства — не менее 5 лет. Узбекистан надеется начать строительство в 2025 году.
Трансафганская железная дорога должна стать частью нового транспортного коридора, соединяющего ЕС, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и страны Юго-Восточной Азии.