🧾 История создания:

Идея строительства возникла в середине XIX века, активно продвигалась Сергеем Витте и другими. Изначально проект отклонялся из-за высокой стоимости. 29 марта 1891 года Александром III был подписан указ о строительстве. Первый камень заложен Николаем II 31 мая 1891 года.

Строительство заняло 25 лет (1891-1916). Магистраль делилась на 7 частей. Общая длина составила 7528 км (с ответвлениями — более 12 000 км), сейчас длина магистрали составляет 9288,2 км.

Транссиб стал последним крупным инфраструктурным проектом Российской империи, пострадавшим в результате революции и гражданской войны (восстановлен к 1925 году).

Интересные факты:

  • Длина: Вторая по протяжённости железная дорога в мире (после «Нового шёлкового пути»).
  • Маршрут:Проходит через 20 регионов, 87 городов, 7 часовых поясов и 16 больших рек. 207 км вдоль Байкала.
  • Поезд № 1/2 «Россия»: Проходит маршрут Москва-Владивосток за 6 дней 2 часа.
  • Вокзал из мрамора: На станции Слюдянка-1 находится вокзал, полностью построенный из мрамора.
  • Мост через Амур: Самый длинный мост на Транссибе (2616 км), для того времени Амурский мост был крупнейшим по длине в Европе и вторым в мире
  • Рейтинг Lonely Planet: Транссиб включен в рейтинг чудес света Lonely Planet
  • Государственное финансирование: Строительство велось на государственные средства, без привлечения частных инвестиций и зарубежного капитала.
  • Стоимость: Около 1,5 млрд золотых рублей (около 2,3 трлн рублей или 25 млрд долларов в современных ценах).
  • Масштаб: Длина путей в прямой линии составляет 73% от диаметра Земли.
  • Ручной труд: Большая часть работ выполнялась вручную (лопаты, топоры, пилы). Прокладывали по 1,5 км в день. Использовались миллионы шпал, тонн рельсов и кубометров насыпи.
  • Рабочая сила: Использовался труд крестьян, ссыльных, каторжан, заключенных, солдат и иностранцев (до 90 000 человек в пик строительства).